Социальные сети

Назад к списку

Такси класса эконом и безопасность. Новая реальность и что нас ждет.

 Погрузился я в текущие реалии, полностью с головой. Парк такси старел и стремительно стареет. Особенно эконом и комфорт. Человеческий фактор? О да, его очень много и хоть отбавляй. За частую, из-за человеческого фактора, машина такси, за год-полтора превращается в хлам. А причиной тому человеческий фактор. Я об аренде.


Всем привет. Давайте поговорим о том, что раньше тянулось, а сейчас ускорилось и очень сильно. Могут быть оплошности в технических моментах, уж не судите строго. Но суть передам. Статья очень жесткая.


Предисловие.

Полтора-два года назад, начали ощутимо расти цены на новые авто.


Рынок аренды почти не отреагировал, потому что лизинг - дал возможность не переживать слишком сильно. Несколько упали доходы, но зато многие постарались отыграть это количеством машин.


Первые ласточки появились тогда, когда дилеры отказались передавать машины в базовых комплектациях, навешивая всяческий хлам по заоблачным ценам.


Вот тогда у владельцев парков появилось много вопросов и еще больше вопросов к будущему. Кто то продолжил получать авно по каким то своих каналам, но таких было меньше число. Да, тот же комфорт+ уже сдавался в аренду за 3000-3200р в сутки. При средних доходах таксиста 7000-7500, после вычета комиссии, добавим 1500 на бензин и 400р на мойку, остается не слишком впечатляющая для Москвы сумма.


Число машин эконома и комфорта начинало стремительно сокращаться.


Новые машины стало не выгодно покупать, а парк стремительно старел. Пока в тренде оставался комфорт+, из-за того, что в 2020 году, после локдауна, стремительно выросли доходы на этом тарифе. Много водителей предпочли перейти в этот класс. Конечно же, большая и комфортная машина, спина устает меньше, шумоизоляция лучше, ну и остальные прелести жизни. Ну как существенный плюс, поднятие самооценки.


Шло время, 2022 год обещал новшества.


Но уже были большие волнения, в отношении будущего парков, сдававших в аренду машины под такси. И это вроде бы, можно было пережить если бы не 24 февраля, санкции, резкий рост на запчасти и машины. Прошло не так много времени. Но... Вернемся к машинам.


Что из себя в массе представляют парки, которые сдают в арнеду авто под такси? Как правило это довольно небольшое число работников, получающих часть дохода в белую, часть в конверте. Но не это самое главное. Кадры и их качество. И в парке и за рулем. Я сталкивался с пятью парками и во всех, одни и те же проблемы. Если водитель сам не заинтересован, а в массе он не заинтересован (ему нужна новая машина за минимальные деньги, а иногда люди готовы за это даже переплатить).


Что же можно найти, придя брать в аренду такси? Если машине от 1.5-2 лет и старше, можно с легкостью обнаружить загаженный салон. Это уделанный пластик салона (разводы, пятна, пыль в некоторых местах, ну и следы и пепел от сигарет, прокуренный салон) со стороны водителя и чернеющая обивка, которую никто не чистил. Преимущественно это в экономе. Но чем старше машина, тем больше это касается и комфорта и комфорт+. Что вызывает недоумение, так как с таким свинским отношением я бы не допускал людей к работе в такси.


Персонал парков, чаще люди работают за не очень большие деньги и стараться, а тем более рвать задницу на работе, у них нет желания. Потому отношение к обслуживанию машин - по необходимости. Понятно что есть бюджеты, где то владельцы требуют экономии.


Но сдавать не исправное или на грани такси - это уже перебор. Как правило машины на ходу, но где-то что-то гремит, трется, свистит. ГРМ и ролики, а так же компрессор кондиционера. Колодки и диски доводят до последнего. Стойки - по требованию, когда уже стучать начинают.


Водители такси работающие на аренде, чаще предпочитают сменить парк, вместо того, чтобы отстаивать и требовать привести в порядок его рабочее место и инструмент. Слава богу такие не все, но их меньше всего, так как многие приходят на время и в случае если подворачивается где то новый авто за приемлемые деньги, смело перепрыгивают туда, даже не думая о дальнейших условиях. Потом обиды, ругань и мат на эти парки и возврат на предыдущее место аренды.


Ну так вот, вернемся к персоналу парков. С хорошими кадрами проблема, им нужно платить, ну и найти их если честно, не так легко, позиции не слишком популярные, в плане престижности профессии. Можно встретить среди механиков очень пьющих людей и даже иногда с вопросами их социализации в нашем обществе. В таком контексте существует до 50-60% фирм сдающих в аренду такси, 10-20% стараются держать уровень, но цены там довольно высокие и не всегда выгодно, но за счет стариков (пред пенсионеров) и новичков они вытягивают. Оставшиеся занимают некую золотую середину, но часто это выживание, чем бизнес ( с голоду не умирают, но и больших прибылей нет).


К чему все это приводит? Да, снова вернусь к быстрому ушатыванию машин. И то что сейчас, обслуживание все хуже и хуже. Больше и больше экономят на этом.


Как пример - я проездил больше 4х лет на одной и той же Шкоде Октавия - 400+ пробег, машина была в целом в идеальном состоянии для ее возраста. Конечно уже ощущалось, усталость и что машина видавшая виды, но я периодически все же вылизывал ее. Конечно я филонил в плане чистки салона, особенно зимой. Но свое рабочее место, я вылизывал (свое сидение, торпеду и пластик вокруг). Грешил тем, что собирался песочек под ковриками, но... Это было допустимо. По тех состоянию, я по каждому шороху компостировал мозг механикам и требовал привести в порядок.


Катаясь пассажиром такси, я не раз замечал на приборке некоторые горящие значки. Некоторые скажут "да забей, да все ок", кат срезан, с электроникой какие то косяки. Может ESP если есть, не работает или какой датчик дурит. Обычно на это забивают и не ремонтируют, так как цена ремонта ощутимая или просто считают - "не нужно", а мы потом видим, разбитые машины такси.


Цены цены цены - перевозок. Больная мозоль. Такая же как и доходы россиян, которые не росли последние 7-8 лет. Но цены на продукты и различные товары росли с завидной частотой. Какой то замкнутый круг. Какими то услугами люди стали пользоваться меньше с ростом цен, это факт, в большей степени теми, что можно делать реже или обойти своими силами, потратив на это свое личное время и силы.


Ну и слава богу, что еще есть прекрасные и профессиональные водители. Хорошие водители встречаются также и среди новичков, как не странно. Некоторые из тех кто отработал много лет, бывает подвержены некой эрозии восприятия и психики, что меняет в худшую сторону их отношение к работе и процессу в целом. Кто-то скажет - все завязано на деньгах, конечно, многое, но не все.


Подведем итоги.

 1. Взять в аренду исправное и ухоженное такси - все проблематичнее и сложнее.

2. Цены на обслуживание и запчасти выросли очень сильно, что делает не возможным изменение ситуации с пунктом 1.

3. Профессиональная культура, поддержания рабочего места на очень низком уровне. Часто можно найти остатки пепла, прожженные сидения и следы оплавлений на пластике, куда коснулась сигарета или горячий пепел. Ну а прокуренный салон и попытки загладить это все ароматизаторами - всегда на высоте, только мало эффективны.

4. Доходы и частота поездок - снизилась, но все равно остался тот контингент, который пользовался и будет пользоваться такси. Но хватит ли их на всех желающих? Точно нет.

5. Количество рабочих и исправных такси, которые даже косвенно можно вывести на линии с каждым месяцем будет снижаться. Пока не снизятся цены на новые авто. Как и что для этого нужно, пока вопрос открытый и наверное не на один месяц.

6. Средние доходы в такси будут потихоньку снижаться, кому-то будет везти больше, кому-то меньше, медленно, понемногу, но будет. Конечно же тут будет играть роль опыт и знание города. Это до выравнивания ситуации в экономике.


Будем наблюдать, я погружаюсь в эту ситуацию глубже и глубже, буду наблюдать с передовой. О чем поведаю в дальнейшем.


Кодолов Николай


Московский Профсоюз Такси "ДОБРО"